Европейское искусство не раз черпало вдохновение в культуре Востока. В XVII веке в результате встречи двух культур появился стиль «шинуазри» или «китайщина» – такое колоритное название в переводе с французского «chinoiserie» он получил в России. Возникновению в Европе интереса к китайской культуре способствовали самые смелые и активные люди того времени – купцы. Из рискованных, полных опасностей путешествий они привозили захватывающие истории и причудливые, изысканные изделия, созданные мастерами Поднебесной империи.
Более всего европейцы были пленены и очарованы фарфором, технологию изготовления которого китайцы хранили в строжайшем секрете. В конце XVII – XVIII веках
антикварные фарфоровые вазы, статуэтки и посуда занимали самые почетные места в дворцовых интерьерах. Китайский фарфор стоил дорого – такие изделия были доступны лишь единицам. Европейцы не оставляли попыток раскрыть секрет его производства. В 1708 году эксперименты немца Иоганна Бетгера увенчались успехом. Два года спустя в Мейсене открылась первая фарфоровая фабрика. Декорируя изделия, саксонские мастера не пытались создать нечто свое, они копировали китайские образцы. Так, вместе с
фарфоровой посудой «китайский стиль» уверенно входил в европейскую моду. Сначала он пленил французский двор, а затем распространился по всей Европе, став «ветвью» более глобального художественного явления – утонченного, изысканного и легкомысленного стиля «рококо».
Европейцы были не прочь поиграть с мотивами и образами китайского искусства, что и составило суть «шинуазри». Изображениями китайцев, китайских беседок, китайских пейзажей декорировалась стены и потолки помещений, мебель, делфтский фаянс и майссенский фарфор. Художники, работавшие в этом направлении, создавали изящные пасторальные картины в духе рококо, действующими лицами которых были китайские императоры, их наложницы, танцоры и воины. «Китайщина» проникла в галантные интерьеры также через ширмы и обои с характерными узорами, фарфоровые статуэтки (возникли даже особые типы: «китайская пастушка», «китайский болванчик» – фигурка пожилого китайца, покачивающего головой).
В архитектуре шинуазри воплотился в «чайных домиках» или китайских павильонах, что сооружались во дворцово-парковых ансамблях по всей Европе: Китайская деревня при Дроттнингхолмском королевском дворце в окрестностях Стокгольма, Большая пагода в Королевском ботаническом саду близ Лондона, Китайский домик в Потсдамском дворце Сан-Суси, Китайский Дворец в Ораниенбауме. В целом, интерес к Китаю в XVIII в. был поверхностным, он не подкреплялся изучением восточной философии, символики: в то время знания о Поднебесной были крайне скудными. Мастера «шинуазри» немало домысливали и фантазировали, создавали картины «на тему Китая», имеющие мало общего с реальной жизнью и историей.