Луис Комфорт Тиффани (1848-1933) - знаменитый декоратор американской "золотой эпохи". Он обладал даром предвидения и был одним из самых оригинальных и творческих дизайнеров того периода. В числе первых в Америке Тиффани обратился к элегантному и изящному стилю модерн, который процветал в Европе в конце XIX - начале XX века. Кроме того, он известен как первый индустриальный дизайнер, совмещавший в своих многочисленных творениях художественную отточенность формы и функциональность.
Тиффани был экспериментатором, одержимым стремлением к совершенству и собственным "крестовым походом" за новой эстетикой, которая смогла бы наилучшим образом отразить американский стиль жизни. Тиффани активно трудился в течение более чем полувека, с 1870 года до середины 1920-х. Он обладал множеством талантов в самых разных областях искусства. В начале творческого пути Тиффани предстал перед публикой в качестве талантливого живописца, о чем, к сожалению, мало известно. Кроме того, он был архитектором, занимался дизайном ландшафтов и интерьеров, создавал новую мебель, ковры и обои. В своей работе он использовал самые разные материалы: эмаль, бронзу, керамику, серебро, дерево и железо. Тиффани разработал дизайн огромного количества различных предметов обихода - от распятий и канделябров до самых ходовых вещей, вроде настольных телефонов, часов и рам для картин.
Без сомнения, его изысканные творения высоко оценила публика, однако настоящую славу Тиффани принесли стеклянные изделия. Стекло, благодаря своим уникальным свойствам, открывало бесконечные возможности для творчества и реализации новых идей. Под руководством Тиффани опытные мастера производили тысячи витражей и
антикварных настольных ламп, столовых приборов, мозаики и превосходной бижутерии.
Луис Комфорт Тиффани, старший сын Гарриет и Чарльза Льюиса Тиффани, родился в Нью-Йорке 18 февраля 1848 года. Его отец был основателем престижной компании "Тиффани и Ко", занимающейся изготовлением и продажей ювелирных украшений, часов и серебра. В 1837 году, вскоре после открытия компании, имя Тиффани во всем мире стало синонимом роскоши, мастерства, хорошего дизайна и великолепного вкуса. К 1870 году магазин "Тиффани" на Пятой авеню стал местом, где президенты и члены королевских семей приобретали подарки для глав дружественных держав. Среди клиентов Тиффани были английская королева Виктория, российский царь и хедив Египта. К началу 1900 года в четырех отделениях "Тиффани и Ко", расположенных в разных точках земного шара, работало более 1000 человек, а личное состояние самого "короля бриллиантов" составляло около одиннадцати миллионов долларов.
Юный Луис вырос в роскоши, окруженный красивыми и изысканными вещами. Тем не менее, к разочарованию отца, он не выказывал никакого интереса к семейному бизнесу. Более того - он заявил, что собирается посвятить себя искусству и поиску истинной красоты. В 1865 Тиффани-младший впервые побывал в Европе, путешествовал по Англии, Ирландии, Франции и Италии. В Лондоне он посетил Музей Виктории и Альберта. Огромное собрание римского и сирийского стекла произвело на молодого художника неизгладимое впечатление. В наши дни в этом музее среди прочих экспонатов выставляется прекрасная коллекция стеклянных изделий самого Тиффани.
Тиффани решил заняться той областью художественного ремесла, которая была куда менее развита, чем живопись, надеясь, что в новой специальности он сможет гораздо ярче проявить свои таланты. Долгое время вклад в американскую живопись Тиффани-художника оставался практически за кадром. Люди знали стеклодува и дизайнера Тиффани, и лишь сравнительно недавно его творческие заслуги были оценены в полной мере. 1870-80 гг. стали для Соединенных Штатов эпохой подъема промышленности и торговли. В результате экономического бума резко возрос спрос на предметы роскоши со стороны промышленных гигантов и богатых семейств.
Тиффани был не только художником, но и прекрасным бизнесменом, отлично чувствующим конъюнктуру рынка. Кроме того, он всегда мог воспользоваться именем отца. Тиффани был пионером художественного течения, ныне известного как ар нуво (фр. art nouveau - новое искусство), или модерн. Названием движения стало имя парижской галереи "L'Art Nouveau", которой владел Зигфрид Бинг. В течение нескольких лет, с 1895 по 1904 год, он старался развивать и пропагандировать изобразительное и декоративное искусство, которое считал "глотком свежего воздуха", необходимым для современного человека.
В 1882 году фирма Тиффани получила от президента США Честера Алана Артура заказ на переоформление некоторых частей Белого Дома. Президент Артур, коренной житель Нью-Йорка, был хорошо знаком с работами Тиффани и, судя по всему, любил их. Тиффани отгородил общедоступную часть Белого Дома от закрытых апартаментов большой стеклянной ширмой, состоявшей из трех частей. Кроме того, он украсил стены зеркальными светильниками. К сожалению, через каких-то двадцать лет пришедший к власти Теодор Рузвельт изменил дизайн Белого Дома.
Тиффани был не в восторге от современной технологии окраски готового стекла, так как считал, что такой метод не дает необходимой прозрачности. Он хотел, чтобы вместо этого само стекло передавало текстуру и цвет. Тиффани потратил много времени на то, чтобы найти способ повторить или даже превзойти успех средневековых стеклодувов. Вера в почти чудесные внутренние свойства стекла привела дизайнера к величайшему открытию - разработке нового вида стекла, который он назвал фавриль. Слово "favrile" по латыни означает "сделанный руками". У большинства людей по всему миру имя Тиффани ассоциируется в первую очередь с его потрясающими абажурами. На самом деле, абажуры - полуслучайный продукт. Они были сделаны из кусочков стекла, оставшихся после нарезки отдельных элементов окон. Тиффани начал торговать своими знаменитыми абажурами в середине 1890-х и около 1898 года добился лидирующего положения на рынке. Продажи ламп Тиффани достигли пика между 1900-1914 гг., хотя их производство продолжалось до 1930-х. Эти лампы позволили большему числу людей насладиться красотой стекла фавриль. Главной темой в оформлении ламп были цветы и растения, окрашенные во множество цветов и оттенков. Кроме того, Тиффани создавал лампы, украшенные геометрическим орнаментом. Основание лампы чаще всего было металлическим, иногда его украшала мозаика. Очень редко оно конструировалось под конкретную модель абажура, обычно его можно было соединить с любым из абажуров Тиффани.
Никто не знает точно, сколько именно ламп было произведено, но каталог 1906 года предлагал покупателям более трехсот моделей. Тиффани сконструировал множество разнообразных видов ламп и абажуров - от простых до вычурных, от неброских до роскошных. Были светильники в форме конуса и шара, настольные и напольные лампы, люстры. Некоторые модели люстр Тиффани называл "висящими букетами". Как бы то ни было, коллекционеры в наши дни разыскивают и скупают за огромные деньги именно эти "цветочные" лампы с их неповторимыми, изукрашенными орнаментом бронзовыми основаниями, иногда включающими в себя прекрасную мозаику. Тиффани использовал в качестве "моделей" для ламп
самые разные цветы: герань, магнолию, мак, ломонос, молочай, водяные лилии, желтый нарцисс, тюльпаны, пеоны, настурции, бегонию, гортензию, ракитник, розы, яблочный и вишневый цвет, глицинию. Он также брал за образец бамбуковые листья и винную лозу, а кроме того - экзотические фрукты, такие как ананас. Некоторые модели абажуров, например "Елизаветинский", "Сокровище империи", "Венецианский" и "Русский", стилизованы под различные исторические эпохи. Одной из самых популярных моделей была лампа "Стрекозиная тень", выпускавшаяся в самых разных формах, разных цветов и размеров. А самая сложная модель состояла более чем из тысячи кусочков стекла.
Лампа "Лотос" - образец одной из самых великолепных комбинаций основания и абажура, когда-либо созданных Тиффани. Лампа "Лотос" была продана в декабре 1997 года на аукционе "Кристи" в Нью-Йорке за 2.807.500 долларов - рекордную цену для лампы Тиффани. Даже во времена своего создания (1906 год) производство этой лампы было очень трудоемким. Она стоила 750 долларов и была самой дорогой моделью. Студия Тиффани одновременно производила по одной такой лампе, начиная производство новой только тогда, когда предыдущая была закончена. Следующими по сложности и стоимости были модели "Паутина" и "Бабочка", каждая из которых стоила по пятьсот долларов. Более дешевые модели - "Глициния" и "Лилия". Они стоили по 400 долларов.
Тиффани был семейным человеком, его личная жизнь была сложной и трагической. Двое из его детей умерли в младенчестве. Первая жена, Мэри Вудбридж Годдард умерла в 1884 году, оставив его после двенадцати лет брака с тремя детьми. В 1886 году он женился на своей дальней родственнице, Луизе Уэйкман Нокс, которая родила ему еще троих детей и умерла в 1904 году. Во время болезни в 1910 году его выходила ирландка Сара Хэндл, ставшая его возлюбленной и компаньонкой. Несмотря на то, что он страстно этого желал, они так и не поженились.