Название стиля – Густавианский – появилось благодаря правившему в конце восемнадцатого столетия королю Густаву III. Монарх был известен своим неравнодушием к неоклассическим стилям, которые в те времена были модными в Европе. В своих королевских дворцах шведский монарх Густав воплощал сочетание элементов тех стилей. Спустя время интерпретация неоклассического интерьера Густава стала самостоятельным отдельным стилем, быстро распространившись в интерьерах шведского общества.
Последние десятилетия восемнадцатого века в Швеции известны, как начало образования индивидуального шведского стиля в мебели. Сегодня он известен как густавианский стиль. Проживая до коронации в Версале, Густав проникся изысками французского стиля короля Людовика XVI и, едва вернувшись в Швецию, пригласил краснодеревщиков из Франции для изготовления мебели. Деньги на оплату услуг французских мастеров у Густава быстро иссякли. Мастера вернулись во Францию, а французская классическая мебель ручной работы осталась у Густава. Позже началось ее повторение уже местными искусниками, правда, в иной манере исполнения. В отличие от Франции, Швеция в те времена не могла похвастать особыми богатствами, в результате чего в качестве материала для мебели поначалу применялся орех. Позже мебель стали изготавливать из березы, бука и сосны, отдавая предпочтение росписи – позолота стоила значительно дороже.
Для декорирования мебели шведскими краснодеревщиками использовались ленты из красного, эбенового или королевского дерева и узорчатая фанеровка. Применение накладок было весьма скромным – для окончания мебельных ножек и на торцах
старинной мебели. Также классическая мебель в густавианском стиле под влиянием британской моды иногда отличалась узорами маркетри (мозаикой, выполненной из фигурных фанерных пластинок). Составляющими шведской мебели, неизменно создававшейся как часть интерьера, были пол и стеновые покрытия. Полы, как правило, не покрывались, и узор паркета был максимально приближен к маркетри. Густавианские стулья отличались квадратными или овальными спинками, а также ножками с каннелюрами и профилировкой.
Мягкая мебель должна была соответствовать обивке стен, и обычно обтягивалась дамастом. Долгое время были популярны густавианские «диваны-корыта» и кушетки. Отличительные черты густавианского стиля – приглушенные краски, сочетание прохладных оттенков, чистота линий, качество материалов, отсутствие показной роскоши, изящество.