Антикварные коллекции радуют нас разнообразием, среди которого любимыми и наиболее привычными являются мебель и посуда, часы и статуэтки. Но, по счастью, мир старины куда более объёмен. Одним из редких и дорогих видов антиквариата является гобелен (шпалера). Строго говоря, сам вид изделия носит название «шпалера». Гобелен – это шпалера, вытканная на Мануфактуре Гобеленов в Париже.
Прежде всего, функциональным. В помещениях их использовали для зонирования, светоизоляции и шумоподавления, и, конечно, для украшения стен. Кстати, учитывая этот факт, уже не очень удивляет привычка и особая любовь к коврам на стене в советских квартирах, правда? К слову, шпалерами украшались улицы больших городов по случаю праздника или шествия, а также – для приветствия особо важной персоны. Шпалеры натягивали на деревянные конструкции или вывешивали из окон и с балконов. Шпалеры брали с собой на военные сражения, вешали в шатрах, благодаря чему создавался особый праздничный интерьер.
Шпалерами правильно называть настенные ковры без ворса и с богатым орнаментом, на которых композиции изображались не в технике вышивки, а посредством тканья. Шпалеры ткались, конечно, вручную, из шерсти, золотых и серебряных нитей, а также из шелка. На станке натягивались нити основания — обычно это бесцветный лен. Затем нити основы плотно переплетались цветными шерстяными и шелковыми нитями. На создание одной шпалеры уходило зачастую более года
Шпалеры, как и другие предметы искусства, проживали свою историю и, в зависимости от периода их изготовления, на них изображались характерные композиции.
Так, например, сюжетами для средневековых шпалер могли быть как история и мифология, так и христианская иконография.
В готическую эпоху центром Франция заняла лидирующие позиции в изготовлении шпалер, и главным памятником французского шпалерного искусства выступил «Анжерский Апокалипсис». На сегодняшний день мировая коллекция шпалер наполнена 64 коврами этого монументального цикла.
Во второй половине XV века создан особый вид шпалер, называемый «мильфлер» (фр. mille fleurs, - тысяча цветов). На очень темном красном, зеленом, синем фоне, по кайме, декорирующей шпалеру, рассыпано изобилие мелких бутонов, букетов и ягод.
В XVI веке Рафаэль и его ученики написали серию картонов для шпалер «Деяния апостолов», которые предназначались для украшения Сикстинской капеллы. Характерными стали объемные фигуры, которые очень свободно располагались на фоне пейзажей, в отличие от предыдущих часто заполненных мелкими деталями. К слову, именно шпалеры, выполненные по картонам Рафаэля, задали тон дальнейшему развитию европейского шпалерного ткачества.
К концу XVI века в шпалеру проникают изображения из крестьянской жизни, что до этого периода считалось просто невозможным и недостойным такого дорогого вида искусства.
В XVII столетии особое влияние на шпалерное ткачество оказал Рубенс, вместе со своей мастерской он создавал картоны для шпалер собственного стиля, где достаточно крупные фигуры занимали почти всё пространство ковра, едва умещаясь в тесных бордюрах.
К сожалению, кризис в области шпалерного искусства рубежа XVIII–XIX веков привел к сокращению объемов производства стенных ковров в Европе. Однако, благодаря Уильяму Моррису, шпалерное классическое ткачество пережило возрождение. В конце XVIII века он открыл в Англии компанию, возродившую ценности и эстетику средневекового ремесла вопреки неумолимо надвигающейся эпохе бездушной промышленной революции.
Кстати, в Эрмитаже можно увидеть единственную в России шпалеру из мастерской Морриса «Поклонение волхвов». Панно было куплено коллекционером Сергеем Щукиным и до событий 1917 года находилось в зале Гогена в его доме в Москве.
Сегодня шпалеры украшают не только музейные и частные коллекции, но также могут быть доступны к приобретению и в антикварных салонах, предоставляя нам возможность приобщиться к мировой истории ткачества.