Псише представляют собой особый вид старинных зеркал, имеющих овальную или прямоугольную форму, появившиеся в 1790 г. Первоначально они служили элементом туалетного столика, дополняя женский гардероб.
Название «псише» берет начало от имени ослепительной красавицы Психеи – одной из героинь древнегреческой мифологии, дочери царя. Она стала богиней, символизируя легкость и воздушность. Во Франции слово «psyché» закрепилось за высоким зеркалом на ножках, в этом значении оно пришло и в русский язык.
Конструкция зеркала включала в себя две боковые стойки с шарнирным креплением, позволяющим менять угол наклона. Габаритные модели устанавливались отдельно в будуарах, либо использовались в качестве трюмо, обеспечивая всесторонний обзор фигуры. Существовала также напольная разновидность зеркала-псише.
Отличительной особенностью этого вида зеркал является полукруглый верх, а его дизайн подчинен принципам ампира: симметрия, строгие линии и минимализм. В отделке применялись бронзовые элементы в виде ваз, кубков, ритонов и декоративных колец с растительными мотивами. Ножки нередко выполнялись в форме лап хищных животных, что было характерно для ампирного стиля.
Трудно определить, кто первым придумал конструкцию зеркала с регулируемым углом наклона для удобства обзора. Исследователи предполагают, что напольные зеркала подобного типа появились во второй половине XVIII в. В частности, Томас Шератон в 1803 г. в своей книге описывает зеркало псише, закрепленное между двумя стойками, которое сверху и снизу соединялись горизонтально расположенными планками. Эти стойки опираются на длинные ножки, а наклон зеркала регулируется с помощью поворотных винтов. Иногда для крупных зеркал в качестве противовеса использовали свинцовые гири, позволяющая изменять не только угол наклона, но и высоту расположения зеркала. В Англии этот вид мебели назывался «Cheval glass», т.е. зеркалом в опорной раме.
Зеркала-псише были особенно популярны в эпоху ампира, которая охватывает период с 1799 по 1815 годы. Этот стиль, являясь высшей стадией классицизма, отличался торжественностью, массивностью форм и богатой отделкой. Ампирная мебель вдохновлялась античной архитектурой и римским наследием, стремясь передать величие и монументальность. В Европе того времени велись многочисленные войны, что нашло отражение в декоративных элементах мебели: появлялись символы военной тематики. Из ампира пришла и знаменитая буква «N», отсылающая к Наполеону Бонапарту, ведь даже предметы мебели того времени демонстрировали триумф французского императора. На картине Огюста Тульмуша «Тщеславие» изображено зеркало, которое, хоть и относится к эклектике, позволяет рассмотреть детали богатого декора псише. Они переданы с такой тщательностью, что даже превосходят проработку самой дамы и ее отражения.
В отличие от массивных диванов, комодов и кресел, псише сохраняло изящество и легкость. Это подчеркивали художники в своих работах, например, Пьер-Поль-Леон Глез в своей картине «La Psyché». Художник передает утонченность и элегантность женского образа через тонкую раму зеркала, создавая визуальную гармонию между фигурой дамы и предметом мебели.
Со временем популярность напольных зеркал начала спадать, уступая место шкафам с зеркальными дверцами. Это позволило рациональнее использовать пространство, ведь отдельное зеркало уже не было необходимым элементом интерьера. Однако псише не исчезло совсем: его начали устанавливать на туалетных столиках и комодах. Спустя столетие мода вновь дала этому предмету мебели шанс на возвращение.
В России распространение псише связано с именем Генриха Даниэля Гамбса. Хотя многие знают его фамилию по роману «Двенадцать стульев», он был известным мебельным мастером, работавшим при дворе. Именно он способствовал популяризации псише в Российской империи, создавая крупные поворотные зеркала на постаменте, украшенные резьбой и позолотой. Первое такое зеркало отправилось в Пруссию в подарок королеве Луизе Мекленбургской, вызвав восторг. Впоследствии Гамбс получил заказ на изготовление аналогичных зеркал для приданого великих княгинь Александры и Елизаветы.
Один из примеров его работ псише со встроенным столиком, включающим потайные ящички для хранения принадлежностей. Декоративное оформление соответствовало модным тенденциям того времени: ножки украшали мифологические существа с позолотой, а по бокам располагались подсвечники в форме лебедей. Зеркальная рама крепилась с помощью металлических штырей, что позволяло менять угол наклона отражающей поверхности.
Со временем псише стало неотъемлемым элементом дворцовых и аристократических интерьеров, занимая почетное место в обстановке парадных и жилых комнат.
При изучении старинных зеркал важно учитывать, что в разных странах складывались собственные мебельные традиции. Несмотря на заимствования идей у соседних государств, каждое из них адаптировало элементы под свой стиль. В одном регионе определенная форма и декор могли выглядеть органично, тогда как в другом они казались неуместными. Однако зеркала-псише поддаются четкой классификации. По мнению искусствоведа Альбины Борисовой, их можно разделить на три основные группы:
В XXI веке зеркала-псише остаются востребованными. Они используются не только в настольном варианте, но и в классическом напольном исполнении. В условиях просторных домов и квартир такие зеркала помогают наполнить интерьер элегантностью и функциональностью.
Современные модели псише зачастую отличаются от традиционных образцов, отражая актуальные дизайнерские тенденции. Однако неизменным остается их основной принцип: зеркало, подвешенное между двумя стойками, с возможностью регулировки угла наклона.