Ансамбль в искусстве — это гармоническое созвучие, единство художественных компонентов образа. Понятие ансамбля чрезвычайно широко. Характерное для всех видов искусства, оно, безусловно, содержит ценностное начало, поскольку выражает комплексное представление той или иной эпохи о красоте. Видов ансамбля множество — градостроительный, ландшафтный, архитектурный, интерьерный, предметный (мебельный гарнитур,
антикварный сервиз, костюм, ювелирные украшения и т. д.), экспозиционный. Он может включать в себя произведения одного вида искусства или нескольких различных. Ансамбль выражает стилистическое своеобразие эпохи, культуры, страны. Создает художественно-пространственную модель организации бытия.
Одним из самых прославленных шедевров мирового искусства является ансамбль Версаля, в котором в унисон звучат все основные виды изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры. Версаль стал первой в мире загородной королевской резиденцией, по образу и подобию которой были были сооружены комплексы во многих странах мира. А начиналось все с криминальной истории. Однажды всесильный король Франции Людовик XIV позавидовал своему министру Николя Фуке, который сделал блестящую карьеру благодаря предприимчивости и покровительству кардинала Мазарини. Став интендантом финансов, он тратил огромные суммы на собственные прихоти вроде бесконечных праздников, любовниц, дорогие постройки.
Самым роскошным его проектом стало строительство в поместье Во-ле-Виконт, в котором участвовали лучшие архитекторы, художники, декораторы. За счет казны был возведен новый по стилю дворец, украшенный произведениями всех видов искусства, окруженный парком. В конце лета 1661 года Фуке отпраздновал пышное новоселье, на котором присутствовал двор во главе с королем. А через несколько недель он был арестован и приговорен к пожизненному заключению. Причин краха было несколько. Во-первых растрата казенных средств, во-вторых, роман с королевской фавориткой герцогиней Луизой де Лавальер, но самое главное — Людовик XIV, «Король-солнце», не выносил тени. Ничьей. А особенно своего министра. После ареста Фуке поместье Во-ле-Виконт было конфисковано, все ценное из дворца и парка (скульптуры, картины, гобелены, мебель, посуда) вывезено в Лувр.
Судьба Фуке вдохновила литераторов на создание образа таинственной «Железной маски», а архитектура его любимого поместья - на постройку королевской резиденции — Версаля. Тем более, что авторы проекта резиденции были те же - Л. Лево, А. Ленотр, Ш. Лебрен. В образе Версаля важно прежде всего ансамблевое начало. Дворец неотделим от парка, экстерьер от интерьера, каждый предмет - от всего художественного комплекса. Поскольку строительство растянулось на несколько веков, в Версале представлены многие стили. Однако все они соотнесены друг с другом и с главной идеей прославления французского государства. Строгий классицистический фасад Версаля предваряет интерьеры, выполненные в разных стилях. Самыми роскошными были покои второй половины 17 в., которые отличались барочным великолепием. Полихромные мраморы, позолоченная бронза, монументальная живопись, скульптура.
Дворцовая мебель стиля Людовика XIV отличалась богатством и избыточностью декора, прежде всего резьбы, обильно покрывавшейся позолотой. В это время входит в моду
мебель стиля «булль» (по имени мастера А.Ш. Булля), более конструктивная, но сочетавшая дерево с изысканными материалами (бронза, черепаха, перламутр, серебро). Прикладное искусство играло в это время важную роль в художественном решении интерьера. Помещения украшались шпалерами, ворсовыми коврами-савонери, настилавшимися на пол, шелковыми тканями, драпировками, скатертями, изделиями из серебра, фаянса, подражавшим восточным или итальянским образцам. Все виды искусства в это время служили эффектным фоном для придворных церемоний и праздников. Выполняя свою социокультурную роль, они прославляли королевскую власть, были государственным делом. Влияние версальского ансамбля сказывается до сих пор. Когда мастера разных видов искусства хотят создать ощущение величия и художественной полифонии, они всегда обращаются к гармонии Версаля.